Понятие страха в современной детской психологии

Понятие страха в современной детской психологии

Детские страхи Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво указывают на наличие действительной или мнимой опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т. Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств страхов у детей: Все большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ страха.

Это, в свою очередь, создает благодатную почву для возникновения таких состояний, как беспокойство, тревожность, появления различных страхов. Человеку свойственно чего-то бояться, а ребенку тем более. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов И. Ковалёва и другие , которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Что такое детские страхи: повод для волнения или просто детские капризы .. Мухина В.С. Возрастная психология (от рождения до старости) -М.,

Для психологов, педагогов, родителей, врачей эта тема остается актуальной всегда, несмотря на многочисленные научные работы, публикации, исследования в этой области и собственный практический опыт. И снова приходят родители в психологическую службу за помощью. И каждый ребенок требует особого подхода, решения новой задачи, не похожей ни на какую другую. Детская возрастная психология - наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: Психологические знания о приметах каждого возраста, о детских способах видения мира, об остроте переживаний, об упорстве и послушании ребенка могут научить вдумчивых родителей, психологов и педагогов многому.

Наблюдая за поведением ребенка, имея психологические знания, можно правильнее и лучше оценить его реакции, поступки. Это, в свою очередь, поможет родителям сделать воспитание действенным, поможет предвидеть, предупредить, преодолеть возможные трудности. На протяжении всей работы рассматривается гипотеза о том, что механизм помощи ребенку в преодолении страхов носит сложный, многоуровневый характер и определяется, прежде всего, готовностью родителей посвятить себя своему ребенку в полной мере.

Целью работы является выявление причин возникновения детских страхов и определение механизма помощи для их преодоления. Из цели работы вытекают следующие задачи: Практическая значимость работы заключается в тех рекомендациях, которые приведены в заключение. В них главный упор делается на работу родителей. Психологи и педагоги могут только подсказать, провести исследование, составить коррекционную программу, врачи в случае необходимости могут назначить курс лечения. Но главная нагрузка ложится, безусловно, на семью.

ЧАСТЬ 2. Возрастные страхи

Детские страхи, как помочь ребенку Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство — это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей? Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее.

То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком.

Исследование детских страхо в отечественной, так и в зарубежной возрастной и педагогической психологии Самарского государственного.

Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов……………………. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………… Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Обращались ли Вы за помощью к психологу? Да, обращался, и психолог помог решить мою проблему Да, обращался, но моя проблема не была решена Никогда не обращался и не собираюсь Я сам себе психолог Загрузка Детские страхи Детские страхи — это чувство беспокойства или тревожности, ощущаемое детьми в качестве ответного реагирования на реальную или существующую в воображении угрозу для их жизнедеятельности или благополучия.

Чаще возникновение таких страхов у детей наступает вследствие воздействия психологического характера взрослых лиц, в основном, родителей или самовнушения. Однако не стоит воспринимать детские страхи однозначно как нездоровые эмоции. Ведь любая эмоция играет определенную роль и способствует индивидам ориентироваться в социальной и предметной среде, которая их окружает.

Работа по теме: Возрастная динамика страхов. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще Формирование подобных психологических понятий возможно только в.

Страх — базовая эмоция человека, нашим далеким доисторическим предкам именно страх помог выжить, избежав многих опасностей. С развитием головного мозга и нервной системы, ребенок испытывает страхи по разным поводам, причем есть вполне определенные закономерности. Малыш может вздрагивать в ответ на резкий громкий звук, внезапно появившийся яркий свет, резко подошедшего взрослого.

Эти рефлекторные реакции и есть зародыши будущих страхов. Чутко реагируют детки в этом возрасте и на мамины эмоции, ее испуг или беспокойство вызывают такие же ощущения у малыша. Тем не менее, именно после этого возраста стоит понемногу оставлять малыша с кем ни будь, кроме мамы, таким образом, кроха привыкает к тому, что мама может на какое-то время исчезнуть из поля зрения, но потом обязательно появится вновь.

В этот период может появиться страх перед незнакомыми людьми, нередко у детей развиваются некие предпочтения — одним нравятся мужчины, а женщины вызывают страх, у других все наоборот. Не редко малыши опасаются женщин, не похожих на маму — если мама брюнетка, блондинка может испугать малыша. страхи первого года жизни действительно являются базовыми или биологическими, их задача сохранить жизнь и здоровье ребенка, а значит — это нормальное проявление полноценно развивающейся психики.

Такие страхи дольше сохраняются у малышей, которые редко сталкиваются с незнакомцами, и не видят реакцию родителей на других людей. К 18 месяцам на смену испугу при встрече с незнакомцем может прийти смущение. К двум годам у ребенка уже есть определенный жизненный опыт, и страхи приобретают более осознанный характер. Так например, зная, что поход в поликлинику окончится уколом, может развиться боязнь медработников.

Неудачная встреча со стоматологом — реальный страх зубоврачебного кабинета.

Лекция: Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов…………………….

Предмет исследования: возрастная динамика детских страхов в сведения о психологических особенностях детей дошкольного возраста, описание.

Есть страхи, которые характерны для отдельных этапов развития ребенка. Период беременности и родов. Беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц. При эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечена большая вероятность преждевременных родов, а также различных нарушений родовой деятельности, если роды и протекали в срок. В последнем случае чаще встречаются слабость родовой деятельности, признаки гипоксии и асфиксии у ребенка, когда возникает необходимость в проведении ряда специальных родовспомогательных мероприятий.

Итак, профилактика эмоциональных расстройств детей должна начинаться еще до рождения. Важно, чтоб молодые супруги знали, что период беременности - не самое лучшее время для сомнений в целесообразности рождения ребенка, сдачи экзаменов, выяснения отношений и принятия на себя повышенных обязательств. При наступлении беременности женщину необходимо оберегать, быть к ней более внимательными, чуткими, поскольку она в этот период времени более ранима и беспокойна.

После рождения ребенка эмоциональное состояние матери должно быть в поле зрения педиатра, ведь от состояния матери в немалой степени зависят самочувствие ребенка и его сопротивляемость к болезням в дальнейшем. Первый год жизни Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает тогда, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, т.

Какие бывают детские страхи

Дошкольный возраст очень насыщен различными страхами. На сегодняшний день известно более 30 видов страхов. Психологи делят страхи на несколько видов: Каждому возрасту ребенка присущи определенные страхи.

Зарождение детских страхов во время беременности матери, их причины, структура, виды, возрастная динамика, положительные и отрицательные.

Умеренное волнение может помогать детям подготовиться к будущим событиям - например, заставить ребенка лишний раз проверить домашнее задание перед тем, как сдать его, или повторить роль перед премьерой школьного спектакля. Кроме нормальных возрастных существуют невротические страхи. Невротические страхи появляются в результате: Длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов.

Недостаточная уверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, психологической защиты, наличие многочисленных страхов - являются признаком неврозов. Дети с тревожными расстройствами не обязательно беспокоятся чаще других, но, видимо, беспокоятся более интенсивно. Сильное беспокойство по поводу контактов с группой незнакомых людей, посещения школы или возможной неприятности, которая, как им кажется, произойдет с ними или с их родителями, часто возникает у детей с тревожными расстройствами, и редко у других детей.

Чтобы справиться с страхами и почувствовать себя в безопасности дети прибегают к так называемым ритуальным, повторяющимся действиям. Обычным примером может служить ежевечерний ритуал пожелания спокойной ночи перед сном, адресующийся родным в определенном порядке, или же совершение определенного числа объятий и поцелуев. Ритуальное поведение у маленьких детей направлено на упорядочение окружающей обстановки и на придание ей единообразия, на сохранение неизменных вкусов и пристрастий например, просмотр одного и того же фильма снова и снова , на установление симметрии например, в каждой руке должно быть по игрушке.

Ребенок может проявлять беспокойство по поводу мельчайших деталей или изъянов игрушек или одежды, например, беспокоиться о волоске на рукаве куртки, или стараться располагать вещи таким образом, чтобы они"лежали правильно", настаивая на том, чтобы разные продукты на тарелке не соприкасались. Ритуалы помогают маленьким детям приобретать контроль и власть над своим социальным и физическим окружением и делают их мир более предсказуемым и безопасным.

Ритуальные действия меняются с возрастом и определенные повторяющиеся действия являются нормальными, каждый в своем возрасте.

Детские страхи по возрастам

Родителям на заметку… Детские страхи Про страхи нельзя сказать, что это болезнь… Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не все и многие вещи ему просто не понятны… У детей, в каждом возрасте, существуют свои, так сказать, возрастные страхи: Бабы-Яги, приведений, темноты, страх смерти своей и своих родителей и т. Существуют три вида страхов.

Навязчивые страхи — эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства.

Анастасия Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить — вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей. Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности. Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись.

Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них при неправильном поведении родителей переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей.

Детские страхи - как от них избавиться?


Comments are closed.

Жизнь без страха не только возможна, а полностью реальна! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни здесь!